Центр здоровья и развития
для детей и родителей
г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 107
(863) 201-13-36
Заказать обратный звонок
Главная / Помощь особым детям / Ранний детский аутизм (РДА)

Ранний детский аутизм (РДА)

 Ранний детский аутизм (РДА), особенности детей с РДА 

По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения» .
Наиболее распространенные причины возникновения и развития раннего детского аутизма (РДА):

  • генетическая обусловленность;
  • органическое поражение мозга;
  • нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.

Отечественные авторы Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг к наиболее явным чертам уже сложившегося синдрома раннего детского аутизма относят следующие.

  1. Нарушение способности к установлению эмоционального контакта
  2. Стереотипность в поведении, которая проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших изменений. Наличие однообразных действий — моторных (раскачиваний, постукиваний), речевых высказываний, одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных манипуляций, однообразных игр; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках.
  3. Особенности речевого развития: мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи 1 -го лица, нарушающие возможность коммуникации.

Лео Каннер, чье имя легло в основу названия синдрома аутизма как сидром Каннера, к диагностическому критерию выявления аутизма отнес также поглощенность вращающимися или вращаемыми объектами. Дети не только могут быть поглощены зрелищем того, что на самом деле способно вращаться (мячик, юла, карусель, кольцо пирамидки, музыкальный диск), они еще пытаются вращать совершенно «невращаемые» по своей природе объекты (кубики, пульт от телевизора, стаканчики, папку, любое игровое пособие, имеющее квадратную или прямоугольную форму). При этом дети как зачарованные могут созерцать это зрелище, находясь как бы под гипнозом. И чем больше взрослый пытается оторвать ребенка от этого занятия, тем сильнее тот не хочет отходить от этой «захваченное». Подобное занятие способно «захватить» любого ребенка независимо от группы аутизма.

Качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг отмечают в следующем.

  1. У ребенка наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам: непереносимость шума, света, нелюбовь к тактильному контакту, непереносимость одежды, ярких игрушек, брезгливость. И как обратная сторона медали — зачарованность от-дельными впечатлениями, что может проявляться в длительных увлечениях каким-либо занятием: листанием книг, шуршанием пакетом, играми с пальчиками, созерцанием обоев, рисованием одних и тех же картинок. Не предмет притягивает ребенка, а ребенок как магнитом притягивается к предмету. Взрослому включиться в действия, поглощающие ребенка, бывает невозможно: чем больше он захвачен, тем сильнее противится попыткам взрослого вмешаться. Ребенок может выдержать лишь пассивное присутствие кого-то.
  2.  Ребенок избегает взгляда в глаза, смотрит как бы сквозь, мимо. Лишь иногда можно поймать мимолетный острый взгляд.
  3. У части детей в раннем возрасте не возникает феномен «заражения улыбкой», дети быстро пресыщаются общением со взрослыми, отстраняются от них.
  4. Феномен привязанности проявляется в том, что у ребенка либо сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне симбиотической связи (например, к маме), либо симбиотическая привязанность на какой-то период к другому члену семьи (и в этот период он полностью может отказаться от взаимодействия с матерью, может «не замечать» ее).
  5. Трудности взаимодействия с окружающими проявляются в том, что взрослому тяжело догадаться, чего хочет ребенок, что его удовлетворяет: нет обращения взгляда, жеста, протягивания руки, речевого обращения, он игнорирует указательный жест и слова взрослого.
  6. Трудности произвольной организации ребенка возникают из-за большой зависимости от влияний окружающего поля. Ребенок больше зависим от окружающего психического поля, чем от близких, — отсюда и трудности организации его поведения.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

  • постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
  • необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
  • отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
  • стереотицизация действий;
  • патологическое фантазирование;
  • манипулирование руками;
  • погруженность в мир собственных переживаний;
  • эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
Практически всем аутичным детям присущи те или иные особенности развития речи при недостаточности ее коммуникативного пользования. Коммуникативные нарушения при аутизме варьируют: дети могут быть и полностью неговорящими, и бегло говорящими, но имеющими особенности прагматической стороны речи (использование и понимание высказываний в связи с ситуационным контекстом). Это проявляется в следующем:

  • отсутствие реакции на речь других людей (ребенок может не реагировать на собственное имя);
  • стереотипное использование речи;
  • использование обычных слов в необычном контексте, а также использование неологизмов;
  • неспособность начать и поддерживать диалог;
  • нарушения просодики (тон, интонация, ударение);
  • трудности с пониманием смысла и употреблением понятий;
  • замена местоимений;
  • нарушения невербальной коммуникации (жестикуляция, мимическая экспрессия);
  • задержка или остановка речевого развития.
  • Л. Каннер к одному из проявлений синдрома аутизма отнес искаженное развитие речи с только ему присущим использованием глагольных форм и местоимений.

К специфическим нарушениям относится неиспользование местоимения «я». Ребенок называет себя во 2-м лице или по имени. Это обусловлено нарушением аутоидентификации. Нарушение наблюдается у детей всех групп аутизма. Использование безличных глаголов («дать пить») также характерно для всех групп аутизма.

Эхолалии и персеверации — специфические нарушения речи детей с РДА. У больных аутизмом детей эхолалия остается в течение многих месяцев и даже лет. Эхолалия чаще другого речевого нарушения выдает аутизм у ребенка: ребенок, словно эхо, отраженно повторяет только что услышанное.

Отмечается своеобразие модуляции, высоты и тональности голоса. Дети заканчивают фразу на высокой ноте. Произношение характеризуется скандированностью, растянутостью или уверенностью. У некоторых детей речь выглядит «скомканной», как будто они заглатывают, «прячут» речь в самих себя.

У речевых детей может быть эгоцентрическая, автономная речь, обусловленная игнорированием окружающих. Речь в виде аутомонологов и аутодиалогов направлена не на коммуникацию, а самому себ Кроме нарушений грамматического строя, имеют место нарушения логики в предложениях и между предложениями.

Специалисты подчеркивают, что такие речевые нарушения, как искажение грамматических форм во фразах, отсутствие логической связи между отдельными фразами, фрагментарность, разорванность ассоциаций, характерных для РДА, свидетельствуют о выраженных нарушениях мышления. Когнитивные нарушения составляют основу дефекта при РДА, при этом патология речевого развития его центральная часть.

Отмечается такое характерное только для аутичных детей явление, как псевдоглухота, — когда кажется, что ребенок не понимает обращенную речь. Но это не так: из-за погруженности в себя он не может удерживать внимание на говорящем или обращенном к нему человеке. Но псевдоглухота может быть связана и с негативизмом, с уходом от контакта.

Часто отмечающийся речевой негативизм обусловлен эмоционально-поведенческими особенностями и неконтактностью (характерно для любой группы аутизма).

Речь у детей может характеризоваться прерывистостью, неразвернутостью, наличием долгих пауз. Предложения по своей структуре чаще короткие, состоящие в основном из одного слова, между собой предложения могут быть практически не связаны. Трудности произнесения слов вызываются несформированностью кинетической организации моторной стороны речи.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенно установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.

Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами.
По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков.
В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.

Нажимая на кнопку "Записаться", я даю согласие на обработку персональных данных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *