Сидром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к наиболее распространенным в детской популяции неврологическим заболеваниям, при котором происходит запаздывание процессов созревания высших психических функций. При выявлении СДВГ пользуются 2 блоками: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.
С детьми с СДВГ в МЦ «Амалфея» занимается Педагог-психолог Мышлявцева Алена Викторовна
Признаки нарушения внимания у ребенка
- не может сосредоточится, из-за этого делает много ошибок;
- часто испытывает трудности в поддержании внимания при выполнении заданий или в игровой деятельности;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- не может до конца закончить поставленную задачу
- слушает, но, кажется , не слышит (будто не слушает, когда обращаются непосредственно к нему);
- избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, умственного напряжения;
- Часто теряет личные вещи (игрушки, книги, карандаши и т.д);
- забывчив в повседневных ситуациях.
К гиперактивности можно отнести следующие признаки:
- ребенок суетлив;
- не способен усидеть на одном месте, наблюдаются беспокойные движения в кистях, стопах, ерзает на стуле;
- много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится);
- не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
- часто находится в постоянном движении или ведет себя будто «к нему прикрепили мотор»
- болтлив.
Признаки импульсивности:
- ребенок часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав до конца вопрос;
- с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
- в разговоре часто прерывает, мешает (пристает) к окружающим.
Если присутствуют 6 и более признаков, то скорее всего ребенок страдает СДВГ. Однако стоит обратить внимание, что симптомы должны появится до 8 лет, наблюдаться не менее 6 месяцев и должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Рекомендации родителям
Рекомендации родителям, чей ребенок растет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлажденном состоянии;
- Хвалите своего ребенка, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале;
- Избегайте непрерывного отрицательного ответа в виде слов «нет», «прекрати»;
- Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, оставьте в комнате одного и т.д.);
- Установите четкое расписание повседневных дел, однако будьте готовы к тому, что ребенок будет его нарушать, проявляйте гибкость и упорство;
- Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно;
- Избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
- Оберегайте ребенка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть перед телевизором или компьютером.;
- Воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и агрессией;
- Не прибегайте к физическому насилию. Ваши отношения должны основываться на доверии, а не на страхе.
И помните, для гиперактивных детей наиболее действенным будут средства убеждения «через тело»: лишения лакомства, привилегий, запрет на какую-нибудь деятельность, досрочное отправление в кровать и т.д.
Еще о СДВГ
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать образовательную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания па то, что причиняют боль другим, не понимают этого.
Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы, как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания.
Гиперактивным детям необходимы:
- Физическая реабилитация.
- Обучение навыкам саморегуляции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Коррекция негативных эмоций.
- Развитие дефицитных функций в системе синдрома.